Переводчик
English French German Spain ItalianDutch Russian Portuguese Japanese Korean ArabicChinese Simplified
Скачать ИИ, р.№3797
Поделиться...
Партнеры
Создать форум
Рейтинг
Яндекс.Метрика

6. Система Smart-MES ликвидирует воровство топлива

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

6. Система Smart-MES ликвидирует воровство топлива

Сообщение автор Chernov_VF в 26.05.15 13:58

В настоящее время управление тепловыми электростанциями производится только по отпуску электроэнергии и по отпуску тепла, т.е. имеются оперативные обратные связи по электроэнергии (dЭi = Эфактi – Эпланi) и по теплу (dQi = Qфактi – Qпланi).

А вот оперативная обратная связь по текущим затратам топлива (dBi = Bфактi – Bнормi) отсутствует на всех электростанциях, что ведёт к неконтролируемому перерасходу топлива более чем на 10%, а это соответствует ежегодным средним потерям по каждой электростанции в 300 миллионов рублей или по всей России в 100 миллиардов рублей.

Но рассмотрим иную гипотетическую ситуацию. Что если всё это топливо в размере 100 миллиардов рублей по всей России никуда не теряется, т.е. никакого перерасхода топлива на электростанциях нет, а его просто элементарно «воруют».

Все электростанции традиционно отчитываются месячными расчётами ТЭП, где отсутствует перерасход топлива вообще, т.е. Bфакт – Bнорм = 0. Здесь нормативные затраты топлива (Bнорм) за месяц рассчитываются по формулам с использованием накопленных за месяц данных, что в корне методологически не верно из-за криволинейности нормативных графиков. К тому же, чтобы перерасход топлива действительно был нулевым, месячный расчёт очень просто подгоняется.

В действительности же перерасход топлива за месяц выглядит следующим образом:

Bфакт – СУММА(Bнормi) = 0.1*Bфакт,

где Bнормi – нормативный расход топлива на получасовом отрезке времени.

Факт перерасхода топлива в размере (0.1*Bфакт) выявлен из практического внедрения Системы Smart-MES на ТЭЦ с энергоблоком ПГУ.

Предположим, что на электростанции работают грамотные уникальные технологи, и они действительно не допускают перерасход топлива, а затраты топлива постоянно за каждые полчаса соответствуют строго расчётным нормативам (если это не так, то ситуация на электростанциях действительно очень плачевная).

Тогда можно записать:

Bфакт – Bзатр = 0.1*Bфакт,

где: Bфакт – фактические затраты топлива по отчётным документам или Bотч, а Bзатр – фактические действительные затраты топлива.

Но что же тогда есть: 0.1*Bфакт? А это как раз соответствует неучтённому или просто ворованному топливу (Bвор), т.е. Bотч – Bзатр = Bвор.

Иными словами, электростанция отчитывается за топливо согласно месячному расчёту ТЭП, которое на 10% больше затраченного (это всего лишь гипотетическое измышление). Но раз избытки топлива нигде в отчётах не фигурируют, то их можно пустить налево и иметь для верхушки по нескольку миллионов рублей ежемесячный прибавок к зарплате.

Но это ладно, это воровство внутри генерирующей компании. А как быть с неоправданным завышением тарифов на отпускаемую электроэнергию и тепло? Ведь это совсем нечестно перед всей Россией, из-за чего удорожается её экономика. Почему за воровство топлива на электростанциях должен расплачиваться весь народ.

И что же получается в сухом остатке? Выходит, что из-за неверных месячных расчётов ТЭП на тепловых электростанциях с помощью воровства топлива неправомерно обогащается верхушка, а вся экономика России является заложником этих неверных расчётов. И самое интересное то, что Минэнерго РФ, зная давно о разработанной Беззатратной Технологии экономии топлива на Системе Smart-MES, этот факт полностью игнорирует, а на деле элементарно потворствует масштабному воровству топлива на всех электростанциях.

Можно конечно успокаиваться, что это всего лишь шуточное гипотетическое измышление. А может, нет? По крайней мере, с помощью Системы Smart-MES этой экономии топлива легко можно добиться, и, пожалуйста, воруй топливо втихую. А с другой стороны, существующий перерасход топлива это такое же воровство, но только крайне бездарное и бестолковое.

Но ведь можно прибавку в общероссийском масштабе в размере 100 миллиардов рублей иметь без воровства, а вполне цивилизованно, т.е. просто лишнее топливо не закупать. Всё это легко реализуется с помощью Системы Smart-MES.

К тому же есть немаловажный факт в ещё одной особенности Системы Smart-MES. Она может предупреждать аварийные ситуации, которые были, есть и всегда будут.

Аварийная ситуация легко перерастает в аварию с человеческими жертвами. В это можно не верить и ждать, пока она не доберётся до вас. Но будет уже поздно и наступит факт иного огромного воровства денег непосредственно из вашего кармана.

Прорывная Система Smart-MES, или кому выгоден перерасход топлива электростанций

В социальной сети на мои высказывания по вопросу повышения энергоэффективности электростанций были многочисленные отклики. Привожу лишь маленькую более цивильную их часть, чтобы представить, что думают сами энергетики и специалисты, связанные с энергетикой:

1) «Те, кто управляет, контролирует и исполняет энергетические функции, все находятся в доле, по разделу доходов от обмана населения и предприятий. Величина этих доходов напрямую зависит от уровня потерь энергоресурсов. Чем больше уровень потерь, тем больше уровень доходов. Бизнес, построенный на расточительстве энергоресурсов, извините, по-другому работать не может» [23].

2) «А вы о высоких материях. А сколько аварий на станциях? А что ОРГРЭС развалили и разрабатывать программы по продлению срока службы ТЭС и проводить диагностику оборудования некому».

3) «Минэнерго РФ отстранялось и, по-видимому, так будет и дальше, потому как спросить не у кого и не с кого. Идёт целенаправленное уничтожение энергоэффективности» [24].

4) «А в кулуарах шепнули, что подобная ситуация с низкой энергоэффективностью чрезвычайно выгодна руководству, так как они от этого имеют большой доход в собственные карманы в обход акционерам».

5) «Закон № 261-ФЗ изначально был нерабочий, из-за отсутствия мер контроля и огромного количества ведомств, участвующих в согласовании отдельных его разделов».

6) «А сейчас чтобы сократить потребление электроэнергии на пускаемом объекте мне нужно столько согласований получить, что я бесплатно буду сидеть на пущенном объекте не менее полгода».

Так кому же выгоден огромный перерасход топлива? Складывается такое впечатление, что независимо от наших постоянных разговоров на эту тему реально в его существование просто никто не хочет верить. Думаю, что перерасход топлива никому не нужен.

Но в каждой Генерирующей компании есть своё лобби внедряемых IT-технологий, которое просто не может допустить инакомыслия со стороны. Должна быть проявлена поистине политическая воля Руководства Генерирующих компаний, чтобы понять, что расчёты фактических и нормативных ТЭП в реальном времени с интервалом не более получаса это не просто возможность полного устранения более чем 10%-го перерасхода топлива, но и предупреждение аварийных ситуаций.

Привожу три возможных взгляда на перерасход топлива:

1) Менеджмент категорически не верит и не хочет верить, что есть перерасход топлива на электростанциях в принципе.

2) Менеджмент думает, что если и есть какой-либо перерасход топлива, то это из-за большого износа оборудования.

3) Менеджмент сильно сомневается, что если даже и будет выявлен перерасход топлива, то его категорически нельзя уменьшить в силу технологических особенностей.

Спорить на эту тему можно до бесконечности, но попробуем спокойно разобрать эти моменты. Понятно, что если менеджмент Генерирующей компании – упёртый, и просто не хочет слышать ни о перерасходе топлива, ни о Системе Smart-MES, то все рассуждения на эту тему ему «до фонаря».

Но в Генерирующих компаниях есть и здравые люди, которые понимают, что если можно малой кровью существенно увеличить энергоэффективность электростанций, то почему бы и не осуществить это.

Естественно, куда было бы проще принимать решение, если бы в соседней Генерирующей компании это уже было реализовано. Но тогда не только цены, но и сами разговоры на эту тему были бы совсем другими.

1) Менеджмент категорически не верит и не хочет верить, что есть перерасход топлива на электростанциях в принципе.

Перерасход топлива соответствует разности фактического расхода и нормативного расхода топлива (dB = Bфакт – Bнорма). Но если нет перерасхода топлива, значит, есть его экономия? Но экономия топлива возможна только в небольшие промежутки времени, когда подача топлива прекращается, а котёл в силу своей тепловой инерционности продолжает вырабатывать пар и, следовательно, турбоагрегат – электроэнергию. А после охлаждения котла для его нагрева потребуется то же самое количество сэкономленного топлива.

В результате экономии топлива нет даже при оптимальной загрузке оборудования. Фактически экономия может быть только в сравнении с прошлыми периодами. Оптимизация загрузки в большей степени влияет на нормативный расход топлива, и только опосредованно – на фактический расход, т.к. в этой цепочке участвует человек.

Электростанция – это динамический объект, когда в каждую минуту есть фактический расход топлива, но есть и его расчётный нормативный расход. При стабильной работе в каждую минуту фактический расход не может быть меньше нормативного, т.к. это вообще претит здравому смыслу. В переходные же режимы экономии топлива не может быть тем более.

Таким образом, электростанция не может сработать лучше, чем ей предписано нормативами. В противном случае – просто нормативы не верны. Поэтому возможен только перерасход топлива, который постоянно накапливается из поминутных перерасходов.

Но самое главное, что реальные получасовые расчёты на средней ТЭЦ с дополнительным энергоблоком ПГУ наглядно показывают наличие этого огромного перерасхода топлива. Но вот в чём загадка. Оказывается, в месячных расчётах на MS Excel по этой же ТЭЦ гордо красуется экономия топлива.

А разгадка этих чудес кроется в элементарных махинациях в ПТО. Просто в расчётах фактических ТЭП стоит реальный расход сетевой воды, а в расчётах нормативных ТЭП этот расход на порядок меньший фактического. Вот так руководство ПТО электростанции элементарно дурит руководство Генерирующей компании. И проверить это очень затруднительно. А вот получасовые расчёты уже это шаманство не пропустят.

В рыночных условиях, когда оплачиваются не выработанные электроэнергия и тепло, а только востребованные, а за топливо приходиться платить сполна, вот вам и ещё источник перерасхода топлива.

2) Менеджмент думает, что если и есть какой-либо перерасход топлива, то это из-за большого износа оборудования.

В данном случае здесь невольно подменяется перерасход топлива на фактический его расход. Дело всё в том, что реальный расчётный получасовой перерасход топлива никто (кроме нас) никогда не видел, т.к. для этого нужна Система Smart-MES, а её кроме нас ни у кого нет.

Месячные же расчёты ТЭП по накопленным данным в корне не верны из-за криволинейности нормативных графиков и наличия пороговых функций в расчётах. Данные расчёты следует выполнять на интервалах не более получаса, а за месяц значение перерасхода топлива получать только суммированием получасовых перерасходов.

А теперь, как же можно объяснить износом оборудования следующий реальный факт? При максимальной загрузке электростанции в дневные часы перерасход топлива близок к нулю, а при неполной загрузке в ночные часы перерасход зашкаливает за 30%. Это что же днём износ оборудования на перерасход топлива не влияет, а ночью влияет?

Вот в этой-то чуши и заключается суть неверных высказываний некоторых горе специалистов. Однако, к ним Минэнерго РФ и региональные Минэнерго очень внимательно прислушиваются и с апломбом их дублируют в своих ответах.

А как же быть с перерасходом топлива, который произошёл из-за невозможности реализовать излишне выработанную электроэнергию. В этом-то факте уж точно износ оборудования не виноват.

3) Менеджмент сильно сомневается, что если даже и будет выявлен перерасход топлива, то его категорически нельзя уменьшить в силу технологических особенностей.

Огромный перерасход топлива, существующий в настоящее время на всех тепловых электростанциях, может быть и производственным, и коммерческим. Если с коммерческим перерасходом более или менее всё понятно в силу того, что выработанные электроэнергия и тепло не могут накапливаться, т.е. они должны быть сразу же выгодно реализованы, а вот с производственным перерасходом всё не так однозначно.

Производственный перерасход топлива может быть по технологической причине и по причине человеческого фактора. Но для того, чтобы это понять и выявить, необходима Система Smart-MES.

А вот, что точно с уверенностью можно сказать, так это то, что с помощью Системы легко можно избавиться и от коммерческого перерасхода топлива, и от производственного, принося тем самым Генерирующим компаниям ежегодную дополнительную прибыль не менее 300 миллионов рублей с каждой электростанции.

Например: В ночные часы потребность в электроэнергии падает. Следовательно, необходимо снизить подачу топлива в энергетические котлы, что фактически и происходит. Но возникает законный вопрос. Почему же при этом увеличивается текущий перерасход топлива? Да всё очень просто. Вслепую, используя только режимные карты, это контролировать просто не возможно.

Но, имея график поставки электроэнергии и тепла, с помощью Системы Smart-MES возможно снижать подачу топлива несколько раньше, чем это требуется согласно графику поставки, учитывая большую тепловую инерционность многотонных котлов. Да и с помощью Системы Smart-MES легко вообще постоянно контролировать минимальный текущий перерасход топлива при точном соблюдении графика поставки электроэнергии и тепла.

Резюме: Мы никогда не говорили, что только наша Система Smart-MES способна помочь снизить расход топлива в Генерирующих компаниях. Экономия топлива – это технология. И её могут реализовать на любом программном обеспечении, но почему-то сейчас это и близко не наблюдается.

А мы твердо уверены, что наша Система Smart-MES – самая легко адаптируемая и самая высокоскоростная. И другим реализовать данную технологию по устранению перерасхода топлива, не имея программное обеспечение с подобными характеристиками, практически не возможно.

Две философии экономии топлива электростанций на Системе Smart-MES

Технология экономии топлива, основанная на получасовых или на поминутных расчётах перерасхода топлива и на представлении текущей аналитики ТЭП на БЩУ электростанции, обеспечивает для Генерирующих компаний две философии: Потребительскую и Патриотическую, которые по мировоззрению диаметрально противоположны, как китайские ИНЬ и ЯНЬ.

Потребительская философия выглядит следующим образом. Технология экономит топливо в размере более 10% от общих затрат. Следовательно, раз в стоимости на отпускаемую электроэнергию и тепло топливная составляющая свыше 50%, то дополнительная прибыль будет очень ощутима. Понятно, что при такой огромной прибыли можно и увеличить премию эксплуатационному персоналу за великолепные производственные достижения в сфере увеличения энергоэффективности электростанций. И этот персонал будет работать ещё более успешней, принося акционерам ещё большую прибыль.

Патриотическая же философия напрямую на увеличение прибыли не влияет. Зато она качественно сказывается на всей экономике России, т.к. экономия топлива ведет к снижению отпускных цен на электроэнергию и тепло. В данном случае включаются рыночные механизмы конкуренции, которые ведут к увеличению объёмов, ну, следовательно, и прибыли.

Однако, в настоящее время в России действующего рынка электроэнергии нет, а, следовательно, нет и конкуренции. Так, что снижать цены – получается себе дороже. Но почему-то Генерирующие компании страшно боятся внедрять эту перспективную Технологию экономии топлива, опасаясь того, что Минэнерго РФ увидит иную картину с действительными затратами топлива и прекратит практику необоснованного увеличения тарифов.

На это хочется сказать следующее, ссылаясь на многочисленные письма из Минэнерго РФ в наш адрес, что это ведомство уже давно отстранилось от забот экономии топлива, переведя все эти хлопоты в СРО. Поэтому, Патриотическую философию экономии топлива можно навсегда забыть, т.к. никому она не нужна. Ну и что ж, что народ страшно недоволен постоянными увеличениями тарифов на электроэнергию и тепло. Ну и что ж, что энергоёмкая продукция крупных производственных потребителей электроэнергии не конкурентная из-за высоких цен. Зато, Генерирующие компании, используя Потребительскую философию экономии топлива, смогут резко увеличить свою прибыль.

Но весь комизм то данной ситуации в том, что Генерирующие компании ведут себя, как «собака на сене», т.е. ни себе – ни людям, ни потребления – ни патриотизма. Данная перспективная и фактически Беззатратная Технология уже два года пылится на полках, а Генерирующие компании экономить топливо не желают. Они лучше будут внедрять бесполезные для увеличения прибыли экономико-математические модели электростанций и мониторинги ТЭП с зарубежным софтом. Наверное, это для кого-то и выгодно, но только не для акционеров и инвесторов Генерирующих компаний. Вот и получается, что вместо китайских мировоззрений ИНЬ и ЯНЬ менеджмент Генерирующих компаний предпочитает исконно русское мировоззрение – ХРЕНЬ.

В соцсетях нам уж рекомендуют, что договоритесь о бесплатном внедрении своей Технологии экономии топлива на Системе Smart-MES, но с выплатой половины прибыли за первый год. Так это же за одну электростанцию целых 150 миллионов рублей вместо каких-то мизерных 10 миллионов! Мы, естественно, согласны!

Генерирующие компании, мы предлагаем Вам бесплатное внедрение высокотехнологичной инновационной Технологии, которая быстро сделает всю вашу Генерирующую компанию привлекательной для инвесторов. Вам что в среднем по 300 миллионов рублей ежегодной дополнительной прибыли с каждой электростанции не нужны? Это же при 10 ТЭЦ и ГРЭС минимум дополнительных 3 миллиарда рублей прибыли для компании. Ни одна иная технология не способна дать такой огромнейший экономический эффект с окупаемостью всего за один месяц.

Напомню коротко суть этой великолепнейшей Технологии. Каждые полчаса или каждую минуту в реальном времени осуществляется автоматизированный ввод исходных данных из существующих на электростанциях систем коммерческого учёта тепла, электроэнергии и газа. Недостающие исходные параметры дополняются программным путём с использованием различных методов. После этого выполняется общий получасовой или минутный расчёт фактических и нормативных ТЭП, включая перерасход топлива за это время. На БЩУ электростанции выводится в мониторинге текущая аналитика основных получасовых и минутных ТЭП, включая перерасход топлива. При необходимости запускаются оптимизационные и интеллектуальные механизмы.

Эксплуатационный персонал постоянно созерцает текущую динамику по перерасходу топлива. Система может выдавать опережающие советы по снижению или по увеличению подачи топлива на энергетические котлы. Но самое главное персонал в реальном времени имеет исчерпывающую информацию и у него появляется принудительная мотивация по экономии топлива.

ТГК и ОГК не готовы снизить перерасход топлива с помощью Системы Smart-MES

Фирма ИнформСистем наблюдает полную неготовность ТГК и ОГК снизить перерасход топлива с помощью внедрения Инновационной Системы Smart-MES для реализации расчётов ТЭП на электростанциях.

Все электростанции ТГК и ОГК в своих месячных отчётах по топливоиспользованию показывают, как правило, небольшую экономию топлива. Тем более, что в месячных расчётах на MS Excel это легко сделать, т.е. подогнать. О фактических резервах экономии топлива на каждой электростанции не знает никто, так как месячные расчёты по перерасходу топлива не верны. Для этого нужны получасовые расчёты, ну, в крайнем случае, суточные, а месячные показатели должны получаться методом накопления, т.е. интегральным исчислением. А это на всех электростанциях отсутствует традиционно, так как в MS Excel это реализовать просто невозможно.

Получается парадоксальная картина, что в России есть уникальное собственное программное обеспечение с окупаемостью в один месяц, даже если будет достигнута экономия топлива всего в 1%, а ТГК и ОГК слепы. На электростанциях работа организована по принципу обеспечения поставок электроэнергии и тепла без оглядки на величину перерасхода топлива. А перерасход топлива, допущенный даже за полчаса работы, уже не компенсируется. Да и зачем прилагать гигантские усилия в какие-то моменты с помощью оптимизации ресурсов? А не логичнее ли просто не допускать постоянного его перерасхода.

Минимизировать перерасход топлива можно очень простым методом получасового отслеживания за топливоиспользованием. Для нахождения наилучшего варианта управления тут же присутствует динамический механизм просмотра за полчаса до 1000 вариантов технологической реализации. А с опытом с «открытыми глазами» при постоянном расчёте текущих значений перерасхода топлива можно легко выбирать наилучший вариант в переходные моменты: изменение температуры воздуха, день и ночь и т.д.

Почему же ТГК и ОГК так глухи к этим инновациям? Этому у нас объяснения нет. Пожалуй, только одно объяснение: они просто пока морально не готовы обратить пристальное внимание в сторону ПТО электростанций и отвести достойное место достоверным расчётам ТЭП.

Почему строят ПГУ, а об экономии топлива забывают?

Фирма ИнформСистем сделала попытку разобраться в причине отсутствия оперативного учёта перерасхода топлива в прогрессивной технологии ПГУ (Паро-Газовая Установка) и на тепловой электростанции в целом.

В последнее время ПГУ находит широкое применение для модернизации существующих ТЭЦ и ГРЭС из-за более высокого КПД по сравнению с паросиловыми установками. Это значит, что для выработки такого же количества электроэнергии и тепла требуется теоретически меньше топлива. Но никто не знает, как это на получасовом интервале согласуется с фактическим расходом топлива. Месячный перерасход топлива складывается из получасовых перерасходов. Рассчитывать же перерасход топлива по формулам на месячном интервале в корне не верно из-за нелинейности нормативных графиков.

Что же получается? ТГК и ОГК инвестируют миллиарды на строительство ПГУ для получения дополнительной прибыли и скупятся вложить пару миллионов на Систему Smart-MES для оперативного контроля за перерасходом топлива.

Но как ПГУ, так и электростанцией управляет человек. И никто ещё не отменял человеческий фактор в управлении сложным производством. Очевидно, что вслепую человек никогда не сможет добиться в управлении оптимальных результатов, даже при наличии ХОП-оптимизации.

К тому же ПГУ встраивается в существующую электростанцию, а это означает наличие различных перетоков по топливу, воде, электроэнергии и пару. Оперативно регулировать балансы человеку без обратной информации по перерасходу топлива просто не возможно. Поэтому на практике происходит большой перерасход топлива.

Традиционно по методикам Минэнерго все расчёты по топливоиспользованию производятся только на месячном интервале, а такого важнейшего показателя, как перерасход топлива, нет даже в макете 15506-1. Это говорит об изначальном безразличном отношении к этому показателю.

Поэтому в своих расчётах электростанции перерасход топлива подстраивают близким к нулю. А это значит, что удельные расходы топлива, которые используются для планирования, расчитываются из условия фактического расхода топлива, т.е. уже заранее закладывают перерасход топлива в 10%, что в рыночных условиях просто бесхозяйственно.

avatar
Chernov_VF
Академик
Академик

Сообщения : 4443
Очки : 6592
Дата регистрации : 2012-04-30
Откуда : Екатеринбург

Посмотреть профиль http://www.Inform-System.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения