Переводчик
English French German Spain ItalianDutch Russian Portuguese Japanese Korean ArabicChinese Simplified
Скачать ИИ, р.№3797
Поделиться...
Партнеры
Создать форум
Рейтинг
Яндекс.Метрика

7. Коммерческий инновационный учёт перерасхода топлива

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

7. Коммерческий инновационный учёт перерасхода топлива

Сообщение автор Chernov_VF в 26.05.15 14:05

Практически на всех тепловых электростанциях существуют автоматизированные системы коммерческого учёта электроэнергии (АСКУЭ), тепла (АСКУТ) и топлива, например: газа (АСКУГ). Ну а где автоматизированная система коммерческого учёта перерасхода топлива (АСКУПТ)? Что-то здесь идеологи электроэнергетики для рыночных условий не доработали. Ведь если размер 10%-го годового перерасхода топлива в денежном выражении равен прибыли Генерирующей компании, то это далеко не шуточки, что для средней электростанции составляет 300 миллионов рублей, а, следовательно, для средней Генерирующей компании – 4 миллиарда рублей. И это всё бездарные потери!

Естественно, следует ещё доказать этот факт 10%-го перерасхода топлива, но это несколько позже, а сейчас рассмотрим суть АСКУПТ, т.е. коммерческого учёта перерасхода топлива. Если системы АСКУЭ, АСКУТ, АСКУГ являются самостоятельными и независимыми системами, то АСКУПТ является полностью зависимой от этих систем, т.к. она на них базируется.

АСКУПТ в виде Системы Smart-MES использует данные АСКУЭ, АСКУТ, АСКУГ и осуществляет поминутные расчёты фактических и нормативных ТЭП, результатом которых является текущий перерасход топлива. Вся аналитика выдаётся мониторингом на БЩУ для возможности оперативного обнаружения факта этого перерасхода топлива и для своевременного вмешательства в производственный процесс. Таким образом, АСКУПТ обеспечивает положительную оперативную технологическую обратную связь для увеличения энергоэффективности электростанций.

Ну, а сейчас о факте 10%-го перерасхода топлива. Неконтролируемый перерасход топлива присутствует каждую минуту, и оттого, что существующие в настоящее время месячные расчёты показывают даже эфемерную его экономию, этот перерасход никуда не девается, а он просто ощутимо отражается на прибыли Генерирующей компании. Но почему же тогда этот самый перерасход топлива подгоняют к нулю в месячных расчётах, а явно его не показывают в отчётах? А просто потому, что в таком виде он никому не нужен. Ведь этот перерасход топлива относится к прошлому периоду и с ним уже ничего не сделать. А подгоняют потому, что нужно получить удельные расходы топлива по электроэнергии и теплу в соответствии с фактическим расходом этого топлива для планирования его закупок на следующий месяц. Таким образом, в планах заранее закладывают этот перерасход топлива.

Не будем говорить, этично или неэтично перекладывать бесхозяйственность электростанций в части наличия огромного перерасхода топлива, который беззастенчиво входит в тарифы, на потребителей электроэнергии и тепла, т.к. всё регулируется рынком. Но, похоже, что рынка то настоящего вообще нет, при котором обязательно должен быть дефицит потребителей, чтоб за него была тарифная борьба. А раз берут за любую цену, то говорить о настоящем рынке электроэнергии и тепла пока рановато.

Огромный фактический и неконтролируемый перерасход топлива не выявить существующими неверными в методическом плане месячными расчётами ТЭП. Для этого нужна Система Smart-MES. С её помощью мы на средней тепловой электростанции выявили следующие объяснимые закономерности.

1) Перерасход топлива присутствует на каждом получасовом интервале, следовательно, он есть и на каждом минутном интервале. Это объясняется тем, что эксплуатационный персонал управляет электростанцией вслепую в части перерасхода топлива. А реально, не имея текущей информации по перерасходу топлива, не возможно управлять в соответствии с нормативами.

2) Перерасход топлива в ночные часы значительно больше, чем в дневные. Так, ночью перерасход достигает 30%. Понятно, что в ночные часы нагрузка электростанции падает. А на самой же электростанции в это время бесконтрольно напрасно сжигается лишнее топливо, даже при общем его сокращении.

В настоящее время на всех тепловых электростанциях сложилась парадоксальная картина. Если выработка электроэнергии и тепла строго регламентируется графиками их поставки, то вот затраты топлива на их выработку абсолютно ничем не регламентируются, а должны регламентироваться нормативами в реальном времени. И вы ещё хотите сказать, что если нет ограничения по затратам топлива, то и нет его перерасхода? Вот в этом то и заключается основная глупость рыночного понимания работы электростанции.

Только автоматизированная система коммерческого учёта перерасхода топлива (АСКУПТ) способна навести порядок с бесконтрольным и с безответственным разбазариванием постоянно дорожающего топлива.

Но генерирующие компании должны будут в конце концов понять, что если они сейчас имеют прибыль в размере «П», а могли бы очень легко и фактически беззатратно иметь «2*П».

Рентабельность электростанций можно увеличить вдвое

Количественно рентабельность исчисляется как частное от деления прибыли на затраты. При внедрении же Беззатратной Технологии экономии топлива электростанций на Системе Smart-MES общие затраты практически не изменяются, но зато прибыль увеличивается в два раза за счёт полной ликвидации 10%-го перерасхода топлива. Таким образом, и рентабельность электростанций, естественно, увеличивается вдвое.

Этому очевидному факту можно верить или не верить, но неоспоримо одно, что никто и никогда точно не рассчитывал фактический перерасход топлива, т.к. это возможно только с помощью Системы Smart-MES, используя интегральные методы исчисления площади динамического процесса. В настоящее же время те цифры о перерасходе или о мнимой экономии топлива, которые присутствуют в месячных отчётах тепловых электростанций, настолько далеки от истины, что просто удивляешься, куда же смотрит менеджмент Генерирующих компаний, допуская такую небрежность в рыночных условиях, при этом вдвое сокращая себе прибыль.

Здесь для удвоения прибыли с помощью Системы Smart-MES обязательно следует учитывать три момента: правильное выявление факта перерасхода топлива в реальном времени, оперативное устранение этого перерасхода и точное прогнозирование закупок топлива. Если первый и третий моменты полностью являются прерогативой Системы Smart-MES, то второй в большей степени уже зависит от эксплуатационного персонала, которому непременно будут предоставлены инструментальные средства Системы для правильного принятия решений. Но человеческий фактор всё равно остаётся. Если же мониторинг на БЩУ предоставляет всю оперативную информацию о текущем перерасходе топлива и есть советующие варианты по загрузке оборудования, а также мощный премиальный стимул, то успех неминуем.

Но совершенно ясно одно, что без получасовых расчётов фактических и нормативных ТЭП, а, следовательно, и без текущего учёта перерасхода топлива, абсолютно ничего не получится для увеличения энергоэффективности электростанций, не говоря уже и о каком-нибудь увеличении её рентабельности.

Сегодняшнее состояние производства электроэнергии и тепла на электростанциях без Системы Smart-MES сродни автозаводу без главного конвейера. Управлять в настоящее время электростанцией по режимным картам оборудования такая же профанация, как вычисление энтальпии воды и пара по таблицам Вуколовича [25]. Казалось бы, всё есть: и АСУТП, и АСУП, но нет главного – управления производством продукции, для чего и предназначена Система Smart-MES.

Любое качественное управление обязательно подразумевает наличие оперативной обратной связи. Так для электростанции при выработке электроэнергии и тепла согласно графику поставки такой обратной связью является текущая информация по перерасходу топлива. Но этого традиционно нет ни на одной тепловой электростанции. Тогда о каком же качественном управлении вообще можно говорить? И что это: просчёты отраслевых институтов или полнейшее их невежество в вопросах управления?

Один специалист с электростанции прямо заявил: как же нам оперативно «дёргать» 10-и тонную раскочегаренную махину (котёл)? И на самом деле, как же ею можно управлять вслепую-то? Вот и сжигается бесконтрольно и бесполезно лишнее топливо, что по России эквивалентно 100 миллиардам рублей. Но ведь это потенциальная прибыль Генерирующих компаний.

А теперь представьте, что на БЩУ в соответствии с графиком поставки электроэнергии и тепла с учётом текущих их потребностей на экран монитора выводится полная картина по оптимальной загрузке оборудования и с текущей аналитикой по перерасходу топлива. Эксплуатационный персонал принимает решения и постоянно видит оперативную картину не только по электроэнергии и теплу, но и по перерасходу топлива. Это и есть качественное управление с обратной связью, которое к тому же регулируется и достойными премиальными.

Современная же философия функционирования электростанций основана на полной безответственности за огромный перерасход топлива по той лишь причине, что этого перерасхода фактически никто и никогда даже не щупал и щупать не желает. Этот же не выявляемый перерасход элементарно с помощью подгонок и беззастенчиво замалчивается на всех уровнях. Почему? Видимо безоблачность подобного существования пока перевешивает возможную прибыль Генерирующих компаний.

Но ведь есть ещё и интересы общества в снижении роста тарифов на электроэнергию и тепло. А это очень сильное ограничение, которое необходимо учитывать при непременном постоянном росте стоимости топлива. К тому же существующий энергоаудит настолько формален и бестолков, раз довольствуется неверными данными с электростанций о перерасходе топлива. Но основная задача энергоаудита это наметить пути по увеличению энергоэффективности тепловых электростанций. Но когда 10%-й перерасход топлива на всех электростанциях элементарно игнорируется, то роль этого энергоаудита видимо просто сводится к кормушке для кумовьёв.

Роль Системы Smart-MES для автоматизации управления производством продукции можно естественно игнорировать. Но сколько это продлиться? Ведь в итоге от неё всё равно никуда не уйти. Как непременно придётся расстаться и с допотопным MS Excel, на котором сейчас осуществляются расчёты ТЭП в ПТО электростанций.

Без Smart-MES миллиарды утекают от Генерирующих компаний

Откуда в настоящее время Генерирующие компании имеют приличную Прибыль? Ответ прост: Это от увеличения тарифов на отпускаемую электроэнергию и тепло, и от привлечения инвестиций за счёт дополнительной эмиссии акций. Но это Прибыль сегодняшнего дня. А ведь только вчера этой Прибыли у них не было, и завтра её не будет. Всё это значит, что Генерирующие компании живут только сегодняшним днём, не думая о завтрашнем, обманывая тем самым инвесторов.

Но ведь всем хорошо известно, что для получения стабильной максимальной Прибыли необходимо максимально снизить затраты, особенно, непроизводительные потери. Эти потери следует выявлять в реальном времени и быстро реагировать для их устранения. Здесь никакой Америки я не открываю. Но оказывается, что это совсем не доходит до «моложавого» менеджмента Генерирующих компаний, поглощённых только проблемами рынка, т.е. дешевле купить топливо и дороже продать электроэнергию. Но, к сожалению, тенденция вырисовывается такая, что стоимость топлива будет только расти, а увеличивать тарифы на электроэнергию общество не позволит. Уже сейчас многие энергоёмкие производства ориентируют своё расширение за рубежом, где дешевле электроэнергия.

Многие непроизводительные потери, включая и перерасход топлива, выявляются только с помощью оперативных расчётов фактических и нормативных ТЭП (Технико-Экономические Показатели) в реальном времени. Но оказывается, что во всех Генерирующих компаниях этого просто не знают, раз на всех тепловых электростанциях России процветают месячные или суточные расчёты ТЭП. Ну, и какую пользу они могут принести, констатируя результаты прошедшего периода?

А ведь на таком сложном динамическом объекте, как электростанция, нагрузка сильно меняется в течение суток. Днём она повышенная, а ночью пониженная. Следовательно, нужно постоянно следить за потерями. А этого нигде нет. Но если никто не следит за потерями, то никто их и не ликвидирует. А раз так, то они бесконтрольно господствуют на всех электростанциях, и никто о них ничего не знает.

Вот так здорово! А где же грамотный энергоаудит? А где же стремление на увеличение энергоэффективности, согласно Закону №261-ФЗ? А где же ведущая роль Минэнерго РФ по увеличению международного имиджа российской электроэнергетики? Ничего этого нет даже в планах. Получается странная картина: Генерирующие компании вкладывают миллиарды на строительство парогазовых или газотурбинных энергоустановок и ежегодно бездарно теряют миллиарды от не выявленных и не устранённых потерь и от перерасхода топлива, и всё это беспардонно компенсируют непомерным увеличением тарифов. По такому же поводу в настоящее время гудит вся Болгария. Но если вздумает на дыбы подняться вся Россия, то ни одной Генерирующей компании несдобровать. Так зачем же испытывать народ на прочность? Он прекрасно помнит обещания и заверения рыночного Чубайса.

Но ведь есть ещё важнейшая проблема – это всегда возможные Аварии, которые моментально съедают миллиарды. Человеческий фактор пофигизма, самопроизвольное срабатывание автоматики, износ трубопроводов и оборудования – всегда были предвестниками Аварий. Но ведь Система Smart-MES легко может выявить любую Аварийную Ситуацию и предотвратить Аварию, а, следовательно, не допустить миллиардные убытки.

Складывается такое впечатление, что в Генерирующих компаниях осели глухие и слепые «желторотые птенцы», которые только и способны широко раскрывать свои «клювы». Они не слышат стонов потребителей электроэнергии и тепла, они не видят бардака на электростанциях, вызванного полным отсутствием хозяйственного подхода к выявлению и ликвидации непроизводительных потерь и огромного перерасхода топлива.

В электроэнергетике наблюдается порочная картина. Генерирующие компании из-за увеличивающихся расходов легко пробивают увеличение тарифов на отпускаемые электроэнергию и тепло, которые преумножаются посредниками. Минэнерго РФ их, видимо, поддерживает, ссылаясь на липовые обоснования Генераторов. Но Минэнерго РФ, которое ответственно за увеличение энергоэффективности в отрасли, выпускает безграмотные инструкции для энергоаудиторов по энергопаспортам, которые только фиксируют бесхозяйственность электростанций и не выявляют резервы повышения энергоэффективности. Видите ли, Минэнерго РФ не может и не хочет вмешиваться в деятельность Генераторов, ссылаясь на их самостоятельность. А как же Закон №261-ФЗ, который для всех обязателен?

В недалёком прошлом Комитетом по энергетике Государственной Думы РФ поготовились глобальные изменения к Закону №261-ФЗ. И хотелось бы надеяться, что данные изменения затронут электростанции тоже и будут направлены на сбережение миллиардов не только Генерирующих компаний, но и всей промышленности России. А Инновационная Система Smart-MES легко в этом поможет!

Сверхприбыль ОГК и ТГК от внедрения Smart-MES

Сверхприбыль – прибыль, по своей величине намного превышающая нормальную. Но если внедрение Системы Smart-MES позволяет иметь прибыль с одной электростанции в 300 миллионов рублей при затратах всего в 10 миллионов рублей, то это не просто сверхприбыль, а сверх-сверхприбыль.

Как же получается такая огромная прибыль, и почему ни одна иная Система не может её обеспечить? Всё дело в органическом единстве Системы Smart-MES и Технологии. Инновационная Система Smart-MES имеет такие мощные характеристики, которые позволяют сформулировать Технологию, направленную именно на получение прибыли через экономию топлива в 10%. Все же иные внедряемые Системы для автоматизации расчётов ТЭП изначально совсем не ориентированы на получение прибыли и поэтому её ждать в дальнейшем просто бесполезно.

Основным источником прибыли является полная ликвидация банального перерасхода топлива, о котором на всех электростанциях предпочитают просто ничего не знать, пользуясь при этом устаревшими методиками месячного расчёта фактических и нормативных ТЭП. В этом то и заложена бомба. Мало того, что месячные расчёты в принципе не верны, т.к. должны быть получасовые или даже минутные расчёты, но месячные расчёты удельных расходов топлива элементарно и беспардонно подгоняются под нулевой перерасход топлива.

Оно и понятно. Что толку если в результате месячного расчёта получается огромный перерасход топлива? Всё равно никто не знает, что дальше то с ним делать, т.к. он отражает прошедший период. Но если величина периода будет минута, то это уже совсем иная картина. Фактически получается в реальном времени можно иметь оперативную информацию по перерасходу топлива и своевременно её использовать для снижения этого перерасхода.

У нас в России в станционном обществе такая твёрдая уверенность, что никакая компьютерная программа не сможет изменить сложившийся годами ход производства электроэнергии и тепла, при котором абсолютно отсутствует текущий контроль над перерасходом топлива. В настоящее же время на всех электростанциях существуют всего два контролируемых вектора: это электроэнергия и тепло. Но в современных рыночных условиях необходимо введение третьего контролируемого вектора: это перерасход топлива, учитывая то, что в тарифах на электроэнергию и тепло топливная составляющая доходит до 60% и то, что стоимость топлива постоянно растёт, а увеличение тарифов на электроэнергию и тепло регулируется государством.

Здесь должна возникнуть у ОГК и ТГК двоякая заинтересованность в скорейшем внедрении Системы Smart-MES для выявления и полной ликвидации перерасхода топлива, как самых больших непроизводительных потерь. С одной стороны появляется 10% запас прочности от рыночных колебаний цен на топливо, а с другой стороны, элементарно удваивается прибыль, что положительно скажется и на приток новых инвестиций в электроэнергетику.

Нас всё пытают: Вы сначала докажите, что есть действительно перерасход топлива на тепловых электростанциях, что его можно снизить и что прибыль будет соответствовать 300 миллионам рублей. На что мы отвечаем: Существуют упрямые законы математики и, в том числе, теория интегрального исчисления площади динамического процесса. Такими криволинейными площадями во времени представляются и выработка электроэнергии, и отпуск тепла, и перерасход топлива. Но если по электроэнергии и теплу осуществляется оперативный их учёт, то по перерасходу топлива такого же учёта просто нет, и никогда не было.

Но если ни на одной электростанции в принципе нет правильного учёта перерасхода топлива, то как же можно доказать его существование без реализации этого учёта. На бумаге в ТЭО, пожалуйста, есть все выкладки с обоснованиями. Там же описано, что на реальных замерах на одной ТЭЦ была выявлена следующая закономерность: днём перерасход топлива близок к нулю, а ночью достигает 30%. Учёные нам возражают, что перерасход топлива вызван большим износом оборудования. Но тогда, почему днём то перерасход практически близок к нулю? Или, что днём при полной нагрузке электростанции на перерасход топлива износ оборудования не влияет, а ночью при пониженной нагрузке вдруг стал влиять? Полнейшая чушь!

Но если к огромному перерасходу топлива износ оборудования не имеет отношения, тогда получается, что это результат чистейшего человеческого фактора, который, естественно, можно обнаружить, изучить и ликвидировать.

Или ещё такой выпад со стороны станционников: Укажите, какой «рычажок» повернуть, чтобы снизить перерасход топлива. Вот так. Умнейшие технологи с электростанций спрашивают у разработчиков Системы, как им этот перерасход снизить. Докатились. У нас что, больше нет отраслевых институтов? Но, к сожалению, им задача поставлена быть не может, пока реально не будет налажен учёт этого перерасхода топлива.

Но комизм всей этой ситуации с перерасходом топлива в том, что мы уже больше года говорим об этой проблеме, а нам звонят с Генерирующей компании и спрашивают: Вы можете реализовать расчёты фактических и нормативных ТЭП? Они даже мысли не допускают, что при этом смогут ещё и иметь сверхприбыль!

Блеск и Нищета ОГК и ТГК

После реорганизации электроэнергетики на верхний уровень ОГК и ТГК пришёл мощный менеджмент с высококвалифицированными IT-подразделениями. Основной задачей IT было, как можно быстрее погрузиться в рыночную экономику. И они с успехом погрузились, но забыли второпях про производственный уровень электростанций. В итоге получился Мерседес с движком от Волги.

Но прибыль то формируется на ТЭЦ и ГРЭС, а они как работали, так и продолжают по-старинке рассчитывать ТЭП в MS-Excel. Но это убожество никак не согласуется с рыночной экономикой.

В новых условиях технологи ПТО электростанций должны владеть логистикой. А логистика - это мировоззрение, касающееся оптимизации затрат, и, в первую очередь, естественно, расхода топлива.

Дело доходит до абсурда. Электростанции месяц работают и не знают фактический размер перерасхода топлива. А в конце месяца они элементарно подгоняют расчёт под небольшую его экономию. ОГК и ТГК устраивает такое положение, раз они не желают внедрять Систему Smart-MES, для управления производством и контроля в реальном времени за перерасходом топлива.

Почему же в отношении внедрения информационных технологий на макро уровне ОГК и ТГК были очень оперативны, а в отношении микро уровня они так инертны? Похоже, они или не могут найти достойной MES-Системы, или вообще об этом не задумываются. Но просто удивляешься, когда они бездумно делают ставки на продукты Oracle для расчёта ТЭП или на иные блочные программы с «хромой» адаптируемостью, потому что их выбор совсем недалек от MS Excel. Ну, а где инновационный прорыв? Где решение вопроса эффективности топливоиспользования?

Но Фирма ИнформСистем давно же выпустила Самоорганизующуюся Систему Smart-MES для ПТО Электростанций с целью реализации получасовых расчётов технико-экономических показателей в реальном времени с последующим интегральным исчислением перерасхода топлива, что позволит сэкономить 10% топлива на тепловых электростанциях ТГК и ОГК.
avatar
Chernov_VF
Академик
Академик

Сообщения : 4348
Очки : 6470
Дата регистрации : 2012-04-30
Откуда : Екатеринбург

Посмотреть профиль http://www.Inform-System.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения